Коордсовет: «Академгородок 2.0» станет комфортной средой для жизни и творчества

Председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Николаевич Пармон прокомментировал результаты состоявшегося 24 апреля очередного заседания Координационного совета программы развития Новосибирского научного центра («Академгородок 2.0»).

Встреча проходила под председательством губернатора Новосибирской области Андрея Александровича Травникова в режиме онлайн-конференции. Глава СО РАН подчеркнул, что участниками не обсуждались проекты развития научной инфраструктуры, поскольку они реализуются в рамках не региональных, а федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП). «Тем не менее мы прослушали сообщение о состоянии работ по источнику синхротронного излучения СКИФ», — заметил Валентин Пармон.

 

Валентин Пармон

Во главу угла были поставлены последние (от 28 марта 2020 года) поручения президента РФ Владимира Владимировича Путина о создании объектов жилищного строительства и транспортной инфраструктуры для привлечения и комфортного проживания обучающихся и работников образовательных и научных организаций путем координации мероприятий, предусмотренных национальными проектами «Наука», «Образование», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и другими. Председатель Сибирского отделения пояснил, что ключевые объекты транспортной и социальной инфраструктуры «Академгородка 2.0» усилиями властей субъектов Федерации должны быть вписаны в перечни мероприятий региональных составляющих нацпроектов, в частности осуществляемых в Новосибирской области. «Это надежный источник финансирования, дающий большие деньги», — сказал В. Н. Пармон.

Критической точкой в реализации дорожно-транспортной составляющей программы развития ННЦ Валентин Пармон назвал начало строительства синхротрона СКИФ: «Как только были запущены работы на этом огромном градообразующем объекте, началось ускорение и по планированию развития связанной с ним дорожно-транспортной сети». Академик отметил хорошо подготовленный доклад регионального министра транспорта и дорожного хозяйства Анатолия Викторовича Костылевского. «Он детально представил проработки по обеспечению транспортной доступности на маршруте СКИФ — Кольцово — аэропорт Толмачёво, по строительству развязок и новых дорог, — констатировал Валентин Пармон. — Единственным минусом могу назвать недостаточное пока что внимание к проблеме отвода от Академгородка, сегодняшнего и будущего, транспортных потоков с уже строящегося Восточного обхода. Грузоперевозки станут нарастать и по мере возведения такого грандиозного объекта, как СКИФ. Позиция Сибирского отделения однозначна: тяжелый транспорт категорически не должен двигаться сквозь Академгородок в широком его понимании, то есть включающий Нижнюю Ельцовку и другие микрорайоны. В этом вопросе мы чувствуем понимание мэрии Новосибирска».

Прорабатывается, в том числе с финансовой стороны, вопрос о создании железнодорожной платформы «Университетская» и пересадочного транспортного узла рядом с ним. «Это правильное решение, — подчеркнул В. Н. Пармон. — К университету студенты и другие категории пассажиров электричек будут попадать, как и в другие точки верхней зоны Академгородка, минуя пересадку на стоящий в пробках автотранспорт, что происходит сегодня при транзите через станцию “Сеятель”. Разумен и перенос платформы “Обское море” к освещенной дорожке через лес и к имеющимся переходам через Бердское шоссе и железную дорогу. Что касается соединения Академгородка и Кольцова, то в ближайшее время планируется расширение дороги до двух полос в каждую сторону». Также была рассмотрена необходимость более надежной транспортной связанности с Академгородком и всем Новосибирском малоэтажных поселков «Веста», «Сигма», «Ложок» и микрорайона «Серебряное озеро». Говоря об этих населенных участках, формально относимых к сельской местности, Валентин Пармон отметил важность обеспечения их всеми социальными объектами по городским нормативам.

Среди первоочередных дорожных объектов было также названо соединение улиц Демакова и Арбузова, расширение проспекта Строителей в его примыкании к улице Кутателадзе, где планируется реорганизация движения с прямолинейного на круговое. «Во всех планах областного правительства присутствуют три развязки на въезде-выезде из Академгородка, — дополнил глава СО РАН, — то есть на соединениях с Бердским шоссе проспектов Морской, Университетский и Строителей. Уже выделены средства, начато проектирование, и мы надеемся, что в ближайшие годы движение на этих участках станет более комфортным».

Говоря об объектах социальной инфраструктуры, Валентин Пармон подчеркнул важность соблюдения сроков демонтажа старого и строительства нового здания гимназии № 3 в верхней зоне Академгородка: «Президиум СО РАН никогда не поддерживал решение о сносе существующей школьной постройки и строительстве на этом месте новой, — подчеркнул академик. — Мы всегда считали, что возможны решения по созданию комфортных условий для учебы без сноса памятного для Академгородка здания. Но окончательное решение этого вопроса принадлежит мэрии Новосибирска, которая под давлением родителей и учителей (поддержанных, кстати, Общественным советом при администрации Советского района) поступила так, а не иначе. В планах мэрии демонтажные работы должны были начаться в 2020-м году. Теперь ясно, что они, вследствие бюрократических проволочек, перенесены на 2021-й, но дальше сдвигать по времени абсолютно недопустимо, тем более что свои коррективы внесут и последствия пандемии коронавируса».

 

В качестве обратного примера академик привел ситуацию со строительством нового корпуса лицея № 130 имени академика М. А. Лаврентьева: «Обещание сдать его к нынешнему первому сентября видится выполнимым, по моим сведениям на некоторых этажах учителя в ближайшие недели приступят к оборудованию классных комнат».

Председатель СО РАН рассказал, что после трагического инцидента с подпольной дискотекой мэрия Новосибирска поддержала предложение ученых о строительстве молодежного центра на площадке возле пересечений улиц Арбузова и Российской. «Параллельно областное правительство выдвинуло интересную идею — реконструировать с той же целью Дворец культуры “Юность”, находящийся в муниципальной собственности и, как мне представляется, мало используемый мэрией. Этот вариант видится вполне разумным, его надо проработать в ближайшее время», — поделился Валентин Пармон.

Другим важным событием, по его мнению, стало бы завершение строительства Дома милосердия (для одиноких, малоподвижных и малообеспеченных пожилых людей) при церкви в верхней зоне Академгородка. «С ним есть проблемы правового характера, — подчеркнул глава Сибирского отделения, — поскольку речь идет о территории и незавершенной постройке, находящихся в собственности Русской православной церкви. Здание на 70 мест возведено по старым нормативам, для его ввода в эксплуатацию требуется сумма от 50 миллионов рублей. Здесь важна административная поддержка: включение этого объекта в официальные планы области и муниципалитета позволит более интенсивно решать вопрос».

Столь же проблемным является по-прежнему не реконструированный ДК «Академия». Валентин Пармон информировал, что СО РАН произвело все процедуры по передаче объекта на баланс мэрии, но, как выяснилось, для начала обновления Дома культуры требуется перевести в муниципальную собственность еще по одному метру земли, примыкающей к строению. «Я предчувствую, что назревшее и перезревшее решение, о котором идет речь с 2012 года, снова затормозится, — сказал академик. — Дело еще и в том, что архитектурные проекты, которые разработаны по поручению мэрии, могут не пройти требований, связанных со статусом объекта культурного наследия, которым является вся верхняя зона Академгородка».

Председатель СО РАН считает, что по итогам заседания Коордсовета в планы областного правительства может быть включено проектирование и строительство научного музейного комплекса регионального значения — «Открывариума», — как одного из проектов «Академгородка 2.0». «Он должен стать ключевым звеном в цепи просветительских точек, включающей музеи НГУ и научных институтов, открытых частных собраний», — предполагает В. Н. Пармон.

На заседании Координационного совета большое внимание также уделялось развитию инфраструктуры спорта и отдыха. «По нашему предложению, — отметил руководитель СО РАН, — была принята схема разделенной реконструкции лыжной базы имени Алика Тульского. Строение справа от дороги на Ключи должно стать основой для муниципальной детско-юношеской спортивной школы, а кирпичное здание с другой стороны — общедоступной базой зимних видов спорта и стартово-финишным пунктом ежегодно проводимой здесь “Лыжни России”. Это, разумеется, объект уже регионального уровня собственности».

Валентин Пармон рассказал, что мэрия Новосибирска согласилась взять на баланс и реконструировать спортивный комплекс СО РАН на проспекте Строителей, 23 (футбольное поле и каток, два небольших здания). Рядом находится площадка, исторически называющаяся «Мангуста» — территория и строения изначально складского типа, стоящие на балансе ФГБУ «Управление материально-технического снабжения» Министерства образования и науки РФ. «Мы предлагаем создать на этой базе многофункциональный детский спортивный комплекс, — рассказал председатель Сибирского отделения. — Вместе с прилегающими объектами, о которых шла речь выше, здесь может сложиться настоящий кластер детского спорта. Это место идеально с точки зрения транспортной и пешеходной доступности для жителей почти всех частей Академгородка».

«Запустить такой проект будет очень и очень непросто, — подчеркнул академик В. Пармон, — поскольку площадка с “Мангустой” и большой группой арендаторов со своими интересами не находится в ведении ни области, ни мэрии, ни СО РАН, но подведомственна Минобрнауки РФ. Тем не менее сегодня принципиальным шагом может стать включение этого объекта в общий региональный план реконструкции и создания спортивных объектов “Академгородка 2.0”, тогда можно будет начинать более ответственную проработку всех имущественных вопросов».

 

 
 

Хотя Академгородок иногда называют городом-лесом, благоустроенных мест отдыха, особенно с детьми, в Советском районе Новосибирска не так много. Поэтому, как рассказал председатель СО РАН, на заседании Координационного совета пристально рассматривались, независимо от размера и удаленности, несколько перспективных предложений по зонам рекреации. Получили поддержку региональной власти идеи общественников создать зеленую тропу на месте демонтируемой железнодорожной ветки вдоль ручья Чербузы и разбить сквер вблизи перекрестка улиц Российская и Демакова. 

Другая рекреационная зона, согласованная с мэрией Новосибирска, планируется в продолжение улицы Терешковой. «В настоящее время эта территория управляется СО РАН, — уточнил Валентин Пармон, — но может быть передана в муниципалитет под уже прозвучавшее обязательство оборудовать там места отдыха родителей с детьми. Хотя можно обойтись и без перевода участка из федеральной собственности в городскую: есть удачный нормативный документ, позволяющей мэрии своими ресурсами благоустраивать территории независимо от их принадлежности. Исходный вопрос в том, кто профинансирует техзадание и проект этой рекреации».

«Особой позицией обсуждался на Координационном совете вопрос о ветхом жилом фонде в нижней зоне, — поделился В. Н. Пармон. — Это территории для перспективной комплексной застройки, но там царит настоящая чересполосица: одни объекты закреплены за СО РАН, другие за федеральным Минобрнауки, есть муниципальные, частные… Чтобы решить проблему, нужно, как и в ряде других ситуаций, сделать первый принципиальный шаг — включить мероприятия по ветхому фонду в планы областного правительства по реализации программы “Академгородок 2.0” и начинать шаг за шагом решать и эту проблему».

«Вопросы развития научной инфраструктуры и создания новых институтов развития также упоминались на онлайн-заседании, но решаются они по отдельным регламентам и каналам, — напомнил руководитель Сибирского отделения РАН. — Поэтому общая картина с реализацией программы “Академгородок 2.0” внушает оптимизм. Разумеется, сложная экономическая и социальная обстановка, в которой оказалась вся страна, может сказаться на сроках финансирования, проектирования и осуществления тех или иных проектов. Но если говорить о транспортной, коммунальной и социальной составляющих, то руководство Новосибирской области во главе с Андреем Александровичем Травниковым демонстрируют способность мобилизовать те ресурсы, которыми располагает регион».

 

«Наука в Сибири»

Фото Юлии Поздняковой (портрет) и из открытых источников

28.03.2024
В Академгородке обсудили развитие научного волонтерства

Предметом обсуждения стало научное волонтерство — в...

13.03.2024
Новый кампус НГУ частично откроется в следующем учебном году

По всем объектам первой очереди завершены кровельные...

11.03.2024
Глава СО РАН выступает за кратный рост финансирования российской науки

Президент РФ Владимир Путин в обращении к...