В Новосибирске запущен проектный семинар «Академгородок 2.0»

Ученые и общественники новосибирского Академгородка уже три недели подряд собираются, чтобы обсудить концепцию и перспективы развития Новосибирского научного центра. Цель проектного семинара — разработка концептуальных и проектных предложений по основным направлениям реализации проекта «Академгородок 2.0».

Собрания проходят каждую неделю и принять участие в них могут все желающие, но чтобы записаться на выступление обязательно иметь конкретные конструктивные идеи. Главные цели семинара – это разработка концептуальных и проектных предложений по основным направлениям развития и реализации проекта Академгородок 2.0, а также формирование межпрофессионального экспертного сообщества, которое станет носителем концепта нового Академгородка.

У каждого заседания – своя тема. Например, третья встреча была посвящена обсуждению связок между различными сферами: научной, образовательной, социальной, культурной и другими, а также развитию человеческого потенциала и вопросам экологии территории. Ближайшее собрание запланировано на среду (17 апреля). Судя по предварительному плану, оно будет посвящено непосредственно научной составляющей проекта.

Академгородок 2.0
Фото: Роман Бодров и Тарас Савченко

После всех семинаров (их планируется около девяти) наработанные материалы будут собраны вместе и зафиксированы письменно. Таким образом, итогом работы семинара станет пакет концептуальных и проектных предложений по основным направлениям развития и реализации проекта Академгородок 2.0.

Город будущего

Главный инициатор семинара — ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, доктор философских наук Сергей Смирнов считает сложившуюся с проектом ситуацию парадоксальной: с одной стороны программа уже сформирована и даже запущена, но при этом Академгородок 2.0 не имеет концептуального стержня. На первом же своем выступлении он отметил: хотя многим кажется, будто от жителей Академгородка уже ничего не зависит, список проектов определен, а денег на них все равно нет, на самом деле сейчас Академгородок 2.0 находится только в начале своего пути. Поэтому именно от того, как себя поведет научная общественность, зависит, каким он станет. «Как нарисуем, так и будем жить», — говорит Сергей Смирнов и уверяет: «СКИФ – это только начало» (Сибирский кольцевой источник фотонов,- прим. ред.). Что касается средств на развитие ННЦ, они у государства есть, надо только суметь их получить, а для этого – грамотно проработать каждый требующий финансирования аспект.

Академгородок
Сейчас Академгородок похож на лоскутное одеяло из территорий разной подчиненности. На плане красным отмечены границы достопримечательного места, зеленым обозначены земли СО РАН под озеленением и благоустройством, синим – земли СО РАН под объектами недвижимости в бессрочном пользовании.

Связь между научными учреждениями, технологическими центрами и инвесторами – один из главных камней преткновения всего проекта Академгородок 2.0. По идее, базовая матрица новой научной инфраструктуры городка должна быть построена как раз на принципе единства этих направлений. При этом так называемая сфера трансфера (имеется в виду трансфер технологий — коммерциализация инноваций) была учтена в концепции проекта развития ННЦ, но вот из плана его реализации как будто выпала. А ведь именно на этой составляющей стоило бы сделать основной акцент. На данном этапе это можно сделать через поиск заинтересованных бизнес-партнеров под каждый обозначенный научный проект. Чтобы разработка велась не сама для себя, а для гарантированного последующего внедрения.

Еще одна из тем – это использование технологий умного города при модернизации Академгородка (этой теме посвящена отдельная статья ЧС-ИНФО). Участники семинаров уверены, что последние научные достижения и умные технологии должны внедряться в социальную сферу, здравоохранение и сферу слуг Академгородка. Это, в частности, позволит осуществить связь науки, технологий и нового образа жизни. Но это потребует кардинальных изменений.

Сергей Заусаев («ЗапсибНИИпроект») высказал опасение, что никакого города будущего не появится, а вместо этого будет реализован лишь ряд простых утилитарных решений. «Вот вам СКИФ, вот вам новая гостиница, вот жильё для молодых ученых и пристройка к 130-й гимназии», — предположил он. Интересно, что существующая на данный момент Дорожная карта проекта Академгородок 2.0 (имеется в распоряжении редакции) как раз подтверждает эту догадку (но об этом ЧС-ИНФО еще напишет позже). Кстати, недавно мэр Новосибирска как раз приравнял начало строительство нового корпуса 130-го лицея к запуску проекта Академ 2.0….

Конечно, тему образовательных организаций и образования в принципе не обошли стороной на семинарах. Ведь именно образование должно стоять буквально в основании Академгородка 2.0. И главным аспектом этого вопроса можно назвать формирование единой образовательной цепочки: детский сад – школа – высшее образование – наука и производство. Участники семинаров уверены, что готовить современные научные кадры нужно начинать еще со школы (а то и раньше), но для этого необходимо подключать научных сотрудников к обучению детей, организовывать специальные научно-тенхнологические кружки, создавать детские технопарки и кванториумы.

Директор МБОУ СОШ № 165 Максим Давыдов, выступая на встрече, сказал, что необходимо сформировать единое пространство образовательных практик – для умножения социального капитала и мультипликации образовательных возможностей каждого человека. Если говорить проще, то нужно интегрировать весь колоссальный научный и культурный потенциал городка. Всё необходимое на этой территории уже есть: и детские сады, и школы, и музеи, и культурные центры, и, собственно, научно-исследовательские базы. Но всё это надо объединить, создать так называемые образовательные кластеры: как горизонтальные в виде консорциума образовательных организаций, так и вертикальные — по схеме школа-вуз-предприятие.

Кстати, на семинаре были высказаны и вполне конкретные предложения по организации такой интеграции. В частности, создание единой цифровой платформы (рабочее название — «Лаврентьев»). Это приложение, которое формирует индивидуальный образовательный маршрут для каждого пользователя с учетом всех ресурсов Академгородка. Оно помогает организовать работу в рамках совместных проектов школ, вузов и предприятий. Благодаря такому проекту все пространство Академгородка становится единой образовательной площадкой. Кстати, идея эта не так уж утопична: подобные приложения с технологией дополненной реальности уже реализованы в других городах и странах.


В одной из православных гимназий Академгородка существует пушкинский кабинет, в котором находятся тысячи томов трудов, посвященных творчеству Пушкина (они были подарены частным коллекционером). Вот только многие ли люди, включая учителей, литературоведов и литераторов, знают о его существовании? Как раз такая программа помогла бы объединить подобные точки между собой.


Правда, возникает вопрос: поможет ли подобный проект улучшить ситуацию в образовании, учитывая все те пагубные тенденции, которые наблюдаются сейчас в этой сфере («болонский процесс», ЕГЭ, засилье отчетности и многое другое)? Но это тема для отдельного разговора…

Человек будущего

Не менее важная составляющая Академгородка 2.0 — это люди. А значит и культурная среда, особый дух территории. На семинаре было заявлено: «В Академгородке 2.0 будет формироваться особый тип личности, исходя из традиций Академгородка». И делать это предполагается, прежде всего, через культуру. Ведь именно культурная среда помогает повысить общий интеллектуальный потенциал жителей территории, помогает сформировать атмосферу, в которой человек чувствует вдохновение, воодушевление и энтузиазм, так необходимые для научной деятельности.

В частности, предлагается провести исследование, осмысляющее прошлое городка, чтобы затем воплотить необходимые форматы для создания, хранения и трансляция культурно-социального кода. Центром такого исследования мог бы стать Интегральный музей «Квартира Академгородка», в котором хранятся архивы клуба «Под Интегралом», организованный Анастасией Безносовой-Близнюк. Сейчас там как раз ведется разработка социокультурной концепции для Академгородка 2.0. И одна из ее составляющих – это тоже приложение с дополненной реальностью, но объединяющее все культурные учреждения, мероприятия и проекты городка. Предполагается, что такая программа поможет людям реализовать свое стремление к творческому объединению, неформальному общению и добровольной самоорганизации (как это происходило когда-то в клубе «Под Интегралом»). Кстати, точки культурного энтузиазма в городке уже есть, нужно только дать им толчок к интеграции, сделать механизм реализации социальных и культурных инициатив более простым.


В Академгородке 2.0 будет формироваться особый тип личности


Можно отметить, что гуманитарная составляющая никогда не была основной для новосибирского Академгородка. Не видно ее и в проекте Академгородок 2.0. При этом, как сказал на семинаре заместитель главного ученого секретаря СО РАН Юрий Аникин, при сборе заявок на научные проекты, которые вошли в итоге в концепцию, ограничений по направлениям исследований не было. Но представители гуманитарных наук просто не подали заявок. Кстати, проблему с «проседанием» гуманитарной составляющей в Академгородке могло бы решить создание теологического кластера, о котором недавно писал ЧС-ИНФО.

Помимо всего указанного выше, участники семинара считают, что большую роль в управлении развитием Академгородка должны играть сами жители, их гражданская активность и самоорганизация, общественная экспертиза. И проектный семинар можно считать как раз первым шагом в этом направлении.

“ЧС-Инфо”   15 апреля 2019 г.