Ирина Мухина (Комарова), к.ф.-м.н., специалист по искусственному интеллекту, финансовым технологиям и Big Data, основатель инновационного образовательного центра iECARUS и частной школы ERUDITE

«Глобально и дерзновенно», –
академик РАН Ю.Л.Ершов

60 лет назад идеями и силами нескольких величайших ученых современности при поддержке советского государства был основан Академгородок, внесший огромный вклад в научные достижения не только СССР, но и всего мира, и поныне продолжающий свою активную научную деятельность, но в резко изменившихся геополитических, экономических и научных реалиях глобального мира требующий серьезной перезагрузки.

60 лет назад СССР противостоял Западу и имел в своем распоряжении уникальную систему государственного финансирования науки, бесплатное университетское образование, а также идеологическую и пропагандистскую машину, непрерывно прославляющую героев войны, труда, науки, космоса и других общественно значимых, но коммерчески не выделяемых сфер. Это обстоятельство способствовало всесторонней ориентации молодежи на повышение своего образовательного уровня и всё возрастающего потока желающих приобщиться к тайнам науки. Это проходило безо всяких на то дополнительных рекламых проектов и расходов.

В современном мире реклама и маркетинг — самая критичная область деятельности, связанная с тем, что товаров и услуг в мире в разы больше, чем требуется, а нужного качества кадров в Академгородке не готовят, так как это не профильная подготовка. И это только один из важных аспектов того, что ситуация в Академгородке во многом изменилась, а подходы по-прежнему используются научные.

Мне кажется, что в рамках проекта перезагрузки не представлен осмысленный взгляд в будущее, где смысл Академгородка 2.0 отличается от настоящего. Я говорю «будущее» — с точки зрения наступающей цифровой экономики и связанных с ней изменений жизненного уклада человека, если оставить в стороне оглядки на западные шаблоны. Нарастающий мировой кризис может серьезно повлиять на будущее России, и либо мы сможем предложить свою альтернативу, как это сделали 60 лет назад отцы-основатели Аладемгородка, либо логика неолиберализма оставит городок за скобками нескольких сотен главных мегаполисов глобального мира.

В этой записке я очень кратко суммирую свои предложения с точки зрения потомственного выпускника НГУ, кандидата физмат. наук со специализацией в искусственном интеллекте, 25 лет проживающего в Северной Америке и имеющего большой управленческий опыт работы в аналитических отделах глобальных банковских, биржевых и финансовых ТНК.

Как мы знаем, с 1991 года Россия вписана в западную либеральную систему, переживающую сейчас экономический, экологический и нравственный кризис, для выхода из которого, я думаю, требуется быстро и правильно разрешить конфликт между интеллектуальной элитой мира, ориентрированной на сохранение и утверждение жизни, и постлиберальной финансовой элитой, ориентированной на прирост прибыли для себя и исповедующей трансгуманизм для народа.

Академгородок, один из немногих научно-образовательных центров мира, продолжает готовить по нескольким важным научным направлениям качественную интеллектуальную элиту, в основном благодаря заложенной 60 лет назад научной базе и разработанным еще в советское время университетским учебным программам и оставшимся в городке кадрам.

Последние 30 лет именно это наследие всеми силами пытаются выкорчевать из нашей страны, используя всевозможные стандартизированные рейтинги международных агентств, фонды, индексы цитирования и прочие прозападные шаблоны от образования. Однако именно наследие советского образования продолжает являться уникально ценным активом для мировых работодателей, и именно поэтому мы видим столько выпускников НГУ и научных сотрудников, успешно интегрированных в западные корпоративные и научные структуры. Таким образом, воспитанный здесь интеллект скупается и очень ценится в работе на финансовых площадках Запада, где я и проработала более 25 лет, имея диплом мехмата НГУ и степень кандидата физмат наук и никакого западного образования.

Известно, что платное образование Северной Америки давно отказалось от фундаментальности и глубоких теоретических знаний, сделав в этом вопросе ставку на бизнес-образование, прикладные знания и на скупку мозгов. Много лет работая в коллективах, где все технические позиции заняты иммигрантами, я знаю это из своего опыта, но этому можно найти подтверждение и в статистических отчетах.

Дефицит теоретических знаний и неординарных подходов для ответов на сложные вызовы современной техногенной цивилизации делает интеллект, работоспособность и профессионализм выпускников и научных сотрудников Академгородка особо ценным и редким продуктом на глобальном рынке труда. И это именно тот актив и ресурс, который необходимо сохранять и укреплять для усиления конкурентоспособности России и поднятия национального суверенитета, а также дальнейшего развития славянской цивилизации, науки, культуры и национальной идентичности.

При этом важно понимать, что механизмы финансирования науки кардинально изменились с тех пор, как Россия стала частью глобального «свободного рынка».

Если в советское время Академгородок имел в основном бюджетное финансирование от государства, что позволяло проводить любые необходимые теоретические исследования и фундаментальные разработки, то на Западе академическая наука всегда составляла совсем небольшую долю. В основном, научный бюджет там формируется за счет грантов из корпоративной, частной, военной и венчурной составляющих, что явно не учитывается при сравнительном анализе научных достижений РФ и западных аналогов.

Кроме этого, следует особо подчеркнуть, что процессы коммерциализации всей человеческой деятельности поставили максимизацию прибыли на первый план и сделали ее главной целью, в том числе и для науки. В то же время рыночные механизмы требуют для выполнения этой задачи самых коротких горизонтов. Глобализация позволяет проводить коммерциализацию финансовых, производственных, транспортных, телекоммуникационных и других процессов в масштабах всей планеты, а цифровизация создает для этого всё более эффективный инструментарий.

Учитывая всё выше сказанное, легко понять, что для максимизации прибыли на коротких горизонтах и в условиях невозможности дальнейшего роста рынков (в связи с глобальностью последних) автоматизация становится единственным решением, что ведет к резкому сокращению числа работающих во всем мире. При цифровой экономике социальные нагрузки для частного капитала становятся лишними, и происходит быстрая замена «человеческого капитала» роботами. Это видно как по мировым, так и по российским трендам рынка труда. Особенно это видно на росте безработицы среди молодежи в Европе и Северной Америке.

В связи с выше сказанным считаю самым значимым фактором для проведения успешной перезагрузки в Академгородок 2.0 возможность обеспечения, сохранения, закрепления и прироста интеллектуального потенциала молодежи на территории Сибири. Этот проект должен быть заявлен как человеко-строительный.

Предлагаю пересмотреть парадигму Академгородка: из наукограда — в молодежь-град, подчеркнув тем самым, что самой большой ценностью в будущем станет научная молодежь, а не научные достижения.

Здесь уместно противопоставить Сколково как площадку, формирующую молодого человека в парадигме либерализма, и Академгородок 2.0, формирующий человека в парадигме универсализма или нового жизнецентризма.

Для этого нужно сделать всё возможное, чтобы здесь прорастала и сюда приезжала талантливая молодежь со всего мира, получала разностороннее целостное образование, трудилась, развивалась, строила семью, и чтобы у нее не было бы никакой необходимости превращаться в «научных мобильных кочевников».

Для этого предлагаю следующее:

(1) Процесс университетского обучения необходимо переориентировать с узкоспециального на конвергентное или целостное образование. Университетская программа требует получения студентом фундаментальных, комплементарных знаний, состоящих из точных и гуманитарных наук с навыками владения цифровым инструментарием. Особенно востребованными сейчас являются когнитивные науки, необходимые для понимания функционирования человеческого интеллекта, так же как искусственного, и выстраивания гармоничных отношений в социуме. Надо учитывать, что при цифровой экономике навыки узких специалистов автоматизируются, и сложный цифровой мир потребует подготовки более универсальных специалистов и развития эффективных коммуникаций между ними.

(2) Найти или создать необходимость финансирования научных разработок российским бизнесом, так как он поставлен перед необходимостью стать конкурентоспособным или умереть. Для этого провести подробный инвентарный анализ всех имеющихся научных разработок с одной стороны и возможных потенциальных российских заказчиков с другой. Это направление должно стать приоритетным при поиске финансирования. Ожидание грантов от государства не должно мешать процессу перезагрузки. На Западе государство обеспечивает лишь малую часть грантов, западное финансирование закончилось. Их инвесторы и бизнесы ограничены нормативами и политическими санкциями.

(3) Для создания научных запросов и совместных стартапов, формулирования научных задач и проектов требуется открыть на территории университета и НИИ офисы всех крупных российских корпораций. Это поможет созданию образовательной и научно-производственной базы российского бизнеса и бизнеса из стран СНГ. Совместные проекты обеспечат частичное финансирование науки и предоставление рабочих мест выпускникам НГУ, помогут успешному сотрудничеству.

(4) Знаменитый треугольник Лаврентьева: «образование — наука — производство» может быть трансформирован в:«семья  — образование — научно-производственный комплекс». Стратегической целью развития такого взаимодействия является совместное оптимальное планирование всей образовательной, производственной, научной и социальной инфраструктуры и создание наилучших в мире условий жизни для главной цели будущего: для поддержания жизни на Земле во всем ее разнообразии, для чего необходима реализация потенциала каждой личности, а это может произойти только в условиях крепкой, в том числе многодетной, семьи.

(5) Разработать и внедрить комплексный социальный проект «Городок как семья» для использования в Академгородке богатейшего потенциала старшего поколения ученых и научных работников. Проект должен помочь в деле формирования профессиональных, соседских, дружеских, менторских, спортивных и прочих связей по научным, жизненным и другим интересам. Целью такой работы является создание в Академгородке 2.0 климата сотрудничества и вовлечения старшего поколения в естественный процесс традиционного общества — обмен опытом, знаниями, советами. Эта часть проекта может быть также использована для оцифровывания всего того ценного, что было создано, предложено, задумано и разработано в течении 60 лет на территории Академгородка и его институтов.

(6) Целесообразно рассмотреть идейный потенциал лозунга «Цифра для светлого будущего», понимая, что сейчас цифра работает против будущего молодых. Ведь благодаря цифровизации резко сокращается количество рабочих мест, возникает дополнительная текучесть кадров, падает лояльность в трудоустройстве, а значит, и стабильность в жизни, растет количество мобильных интеллектуальных кочевников.

В связи с трендами движения транснационального капитала (ТНК), нацеленного только на прибыль, не обремененного национальной и социальной ответственностью, сейчас надламываются государственные и культурно-исторические институциональные матрицы, преемственность поколений, разрушаются научные школы и семейные связи. Такое положение однозначно идет во вред всем и разрушает национальный суверенитет, самосознание народа, а значит будущее нашей страны.

В сложившихся условиях необходимо прежде всего правильно оценить риски глобализации через коммерциализацию цифровизации и через слом цивилизационных кодов для более успешного вписывания человека в техно-среду, т. е. для превращения человека из Homo sapiens в Homo Digital.

Положительным во всем этом является то, что этот процесс отнюдь не является единственным сценарием развития объективных процессов. Альтернативу этому ищет весь мир, т. е. есть реальный запрос. В качестве альтернативы для проекта по перезагрузке в Академгородок 2.0 нужно предложить сибирскую теплицу или кедровый рассадник для культивирования интеллектуальной молодежи мира, способной найти ответы на сложные вызовы современности.

Если человечество надеется выжить, то неизбежен приход интеллектуалов на смену финансистам во главе с ангажированным капиталом и не совсем здоровой разумом девочкой Гретой. Манифестацией такого полигона для расцвета молодежи можно привлечь на свою сторону талантливые кадры и ресурсы из других регионов и стран, как это было при формировании СО РАН, и стать флагманом для развития интеллектуальной элиты региона, страны и всего мира.

(7) Уникальным преимуществом Академгородка является экологически чистая зона, сибирская природа, удаленность от мегаполисов. Если к этому добавить чистоту русского языка, свободного от ненормативного лексикона, от доминирования англицизмов, за чем будут следить сами молодые, то это станет уникальным позиционированием чистоты, защиты от нездоровых влияний на будущее всех выше перечисленных факторов. Равноудаленностью от Востока и Запада нужно будет объяснить отсутствие необходимости доминирования английского языка и возможностью развития и интеграции в Академгородке 2.0 многих языковых центров для более гармоничного оцифровывания. В связи с чем сюда с большей охотой будут приезжать представители многих культур, которые дорожат своей аутентичностью, будучи не согласны с доминированием простого и утилитарного английского языка. Здесь должны быть созданы условия для гармоничной интеграции культур вместо ассимиляции всех в Homo Digital.

Экология отношений  — это чистота, верность, отсутствие порнографии в стенах университета и на его территории, пропаганда здорового образа жизни, светлого будущего, основанного на доверии, верности и преданности близким, науке —  всё это может стать визитной карточкой будущего молодежь-града. И такой пример жизни должны показать старшие люди Академгородка, создав репутацию поселения, где нужность и важность экологического образа жизни станет наглядной.

Надо, в конце концов, признать, что свободный рынок оказался не таким уж и свободным. Размеры портфеля капитала определяют устойчивость к волатильности рынка и означают более успешную способность хеджировать риски. Этот факт и обуславливает то, что в кризисах выигрывают акулы капитализма, а периферия платит за это и в конце концов остается в убытках. Таким образом происходит перераспределение капитала и всё большее расслоение населения.

(8) Впереди мировую экономику ждет нестабильное время, поэтому опыт работы с плановой экономикой может оказаться сильнейшим конкурентным преимуществом России и тем более Академгородка 2.0. Разработки ученых Института экономики и организации промышленного производства СО РАН советского времени могут оказаться неоценимым вкладом в быстрое развертывание подготовки специалистов для новой планово-цифровой экономики, в случае чего нужно будет быстрое возрождение экономической кибернетики и стратегического планирования с использованием цифровых технологий. В центре такой экономики должен стоять не Сбербанк, а универсальная, жизнеутверждающая структура для развития возможностей и талантов Человека и в конце концов более полного удовлетворения его потребностей, не только материальных, но научных, творческих, духовных и культурных.

Понятно, что планово-цифровая экономика будет развиваться не через перепроизводство и не через плохое качество продукции, приводящее к уничтожению окружающей среды, а путем оптимального планирования и сочетания индивидуальных нужд каждого, с возможностью предоставления личности собственной траектории развития при обеспечении фронтом совместного труда на благо светлого будущего различных культур, народов и языков.

Сейчас очень удачное время для перезагрузки Академгородка, если ее провести с правильным ракурсом цифрового будущего. Городок имеет все шансы, предпосылки, конкурентные преимущества и необходимые условия в виде талантов, экологических и научных ресурсов, чтобы заявиться в виде социально-гуманитарной и научно-культурной площадки для развития полигона новой модели планово-цифровой экономики, где семья, молодежь, здоровый образ жизни, многогранное развитие личности поставлено в центр, на пьедестал будущего. Я уверена, что в Городке достаточно светлых сил, необходимых интеллектуальных и духовных ресурсов, чтобы избежать ловушки цифровизации во благо прибыли ТНК и не тиражировать спекулятивные и отжившие свое модели финансирования прозападных стартапов, хедж-фондов и «ангельских» венчурных капиталов.