,

Семинар вел один из его инициаторов сотрудник Института философии и права СО РАН д. филос. н. С. А. Смирнов. Он  представил свое понимание ситуации, требующей самоопределения от участников «…в связи с тем, что концепции Академгородка 2.0 фактически еще нет, а есть некоторый эскиз, нуждающийся в конкретной, предметной, содержательной проработке.

Участникам была предложена примерная повестка, по которой предполагается провести серию проектных семинаров с целью проработки предполагаемой концепции. Данный семинар был первым, направленным на самоопределение и самоорганизацию участников.

Примерная повестка цикла семинаров:

  • Академгородок 2.0 как субъект развития. Место в мире, в стране, в регионе. Самоопределение и позиционирование.

 

  • Рамочные правила взаимодействия. Модели развития инновационных центров инаучных городов.

 

  • Рамки и границы проекта АГ 2.0 Нормативная рамка. Правовой статус Академгородка. Какой должна быть организационно-управленческая модель? Существующие нормативные ограничения.

 

  • Пространственное развитие. Взаимодействие разных групп на территории. Проектные предложения по развитию и размещению социальной сферы, дорожной сети, транспорта, сервисной инфраструктуры, жилых зон, образовательной, культурной инфраструктур.

 

  • Академгородок 2.0 и Наукополис: в чем различие и сходство? Выстраивание модели взаимодействия основных игроков и заинтересованных сторон в рамках концепта Академгородок 2.0.

 

  • Модель науки. Мировые научные тренды и вызовы. Новая исследовательская повестка. Новая роль науки. Какие требуются новые субъекты? Новые инфраструктуры? Новые типы коммуникаций. Новые научные институции. Связь науки и инноваций. Связь науки и образования. Проблема преодоления ведомственной закрытости и феодальной разобщенности. От НИИ — к новым субъектам, междисциплинарным проектам и институциональным матрицам.

 

  • Экономика проекта. Финансовая модель. Финансовые ресурсы. Целевые программы. Инвестиции в науку. Государственные целевые программы. Механизмы финансирования научных проектов. Частные инвестиции. Международные рынки и зарубежные инвестиции. Механизмы работы с иностранными инвесторами. Что защищать и удерживать? Как соотноситься с внешними стратегиями?

 

  • Социальная сфера и общественная активность. Модель умного города для социальной сферы. Внедрение научных достижений и умных технологий в социальную сферу, здравоохранение, сферу слуг. Профилактическая медицина. Связь науки, технологий и нового образа жизни.

 

  • Общественная активность и гражданское общество. Роль горожан в управлении развитием территории. Общественная активность. Органы самоуправления. Самоорганизация городских сообществ. Институт общественной экспертизы проектов и программ развития.

 

  • Академгородок 2.0 и образование. Университет. Кадры для науки. Город-кампус. «Третье место университета». Университет как драйвер развития территории. Возможные модели: тройная спираль; возрождение модели физтеха, открытый университет. Взаимная увязка Стратегии развития НГУ, Стратегии развития региона и Академгородка. Школьное образование. Академгородок 2.0 и Школа 3.0. Связка школа — вуз — наука. Подготовка кадров для науки со школы. Школы-лаборатории. Формирование исследовательских компетенций в школе. Кружковое движение НТИ. Детские технопарки, кванториумы. Губернаторские классы и опорные школы РАН.

В работе семинара приняли участие более 50 человек — представителей научной, образовательной общественности, НКО, гражданских инициатив, сотрудники НИИ, НГУ, бизнес-компаний, студенты и журналисты.

Участникам семинара было предложено определиться согласно предложенной повестке — записаться в ту или иную тематическую группу (всего шесть групп) и провести в экспресс-режиме SWOT-анализ ситуации развития Академгородка через призму темы группы.

В итоге участники распределились на четыре группы:

  1. Академгородок 2.0 и образование.
  2. Развитие человеческого капитала.
  3. Экология.
  4. Общественная и гражданская активность.

По ключевым темам повестки (АГ 2.0 как субъект, рамки и границы проекта, модель науки, экономика проекта) группы не были организованы.

Названные группы провели экспресс-анализ ситуации и представили своевидение концепта АГ 2.0 через призму тематики своей группы. В каждой группе были определены координаторы, готовые пробовать и организовать работу своих групп в дальнейшем. Было решено организовать работу данных групп (и возможно новых групп) после семинара.

Начало работы проектного семинара нашло отражение в публикациях СМИ.