Сергей Смирнов, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Институт философии и права СО РАН. Главный редактор журнала "Человек.RU" Эксперт РНФ, РАН.

Для начала два слова о клубе. Инициатором его создания стали философ Сергей Смирнов (автор этих строк) и креативный продюсер Лада Юрченко. В основании инициативы лежит допущение, что наш город испытывает большой дефицит мест, в которых люди могли обсуждать: во-первых, пограничные темы, связанные с современными мировыми вызовами, а во-вторых, дискутировать «без мундиров», то есть не будучи ангажированными бизнесом, властью, социальным статусом и положением. Клуб — это пространство мышления от первого лица, а потому предполагает  действие открытое, рискованное и даже провокационное.

Повестка Клуба формируется, исходя не из интересов и предпочтений его организаторов и участников, а из мировых вызовов и трендов, требующих от выработки продуманного, квалифицированного ответа. С этой целью в дальнейшую программу Клуба включены темы «Человек и умная цифра (победит ли тренд ухода человека?)», «Город и Человек», «Образование: новая повестка», «Цивилизация и Культура» так далее.

Клуб получил имя собственное — «Башня». В нем присутствуют несколько ассоциаций. Например, отсылка к началу ХХ века, когда столпы символизма собирались в башне Вячеслава Иванова, где обсуждали проблемы философии, искусства, литературы, читали стихи и выступали с докладами. К тому же Клуб «Башня» открыл свою работу в одной из башен Академпарка.

К одному из ключевых мировых вызовов относится вопрос, связанный с цивилизационным самоопределением России. Стрелка виртуального клубного компаса стала клониться к Северу. Тема северности, северной ориентации, мышления, культурного кода и стереотипов поведения задает необходимую для нашего самоопределения рамку и заставляет нас вырабатывать вполне определенную мировоззренческую позицию.

Модераторами заседания выступали советник генерального директора АИР НСО Лада Валериановна Юрченко и Сергей Алевтинович Смирнов, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Институт философии и права СО РАН. Первым спикером стал  член-корреспондент РАН Андрей Владимирович Головнёв, доктор исторических наук, профессор, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера) и автор книги «Северность России». Он подробно рассмотрел вопрос о том, что Россия как цивилизации рождалась именно на географическом Севере. По-настоящему первыми русскими городами назван не Киев, а Старая Ладога, Великий Новгород, Псков. Северное измерение для России вполне органично, поскольку она пространственно доминирует в Северном полушарии, с географическим центром на полярном круге в устье Енисея.

Андрей Головнёв

Исторически Россия начиналась с Севера, со Старой Ладоги и Рюрикова городища. Распространение дружин викингов происходило с Севера на Юг, из варяг в греки. Спикер обратился к знаменитой полемике Ломоносова и Миллера 1740 года об истоках русской государственности.  «Миллер был прав как ученый, Ломоносов — как мыслитель и патриот», — считает Андрей Головнёв. Точкой сборки уже имперской России как Северной цивилизации в момент апогея ее складывания и самоопределения выступил Санкт-Петербург, Северная Пальмира: «Петр строил Империю не из Москвы». Директор Кунсткамеры считает XVIII век эпохой цивилизационного самоопределения России: «Империя заинтересовалась сама собой… Благодаря Великой Северной экспедиции Россия поняла, что она — страна народов». Андрей Владимирович напомнил о таком примечательном эпизоде, как «Ледяная свадьба» того же 1740 года (ставшая основой романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом»). В Санкт-Петербург привезли представителей якобы 150 населявших страну народностей, которые в национальных костюмах демонстрировали всё, чем занимались дома. «Именно Академия готовила эту потеху, — отметил Андрей Головнёв, — а при Петре потеха была задатком стратегии, достаточно вспомнить потешный полк и ботик». К этому можно было бы добавить, что его внук, наследник российского престола Павел Петрович, якобы инкогнито путешествуя по Европе в 1781-1782 годах, взял знаковый псевдоним «Граф Северный».

А. В. Головнев на ярких примерах показал, что именно сочетание северности и холода, мобильности кочевников-номадов привело к формированию особого типа цивилизации, принципиально отличной от западных, южных и восточных цивилизаций. «До сегодняшнего дня Россия получает свои ресурсы на Севере, а расходует в основном на Юге», — так звучал макроэкономический аргумент в пользу северного самоопределения страны. «Выбор между Западом и Востоком — тупиковая парадигма, — резюмировал ученый.  — Земля круглая, и Россия есть ее Север».

Сергей Смирнов в своем выступлении акцентировал внимание на том, что северность — это не про географию. «Это про ориентиры, опоры и горизонты, это про соответствующий антропотип, отличный от западного или южного», — высказался докладчик. Северность означает не просто географическую принадлежность. А то, что именно на северных пространствах Евразии вырабатывался иной способ жизни, иной уклад, иной способ мышления и действия, отличный от западного, южного или восточного.

Сергей Смирнов

«Российские политические элиты в течение столетий сделали привычкой искать образцы для очередных реформ именно в западной техногенной цивилизации, сформированной в Средиземноморье, довлеющем к Югу, — констатировал  С.А. Смирнов. — В этой цивилизации складывается  соответствующий антропотип, стремящийся к уюту, комфорту, оседлости и технической оснащенности, в силу чего формируется своеобразная сидячая мобильность. В отличие от него северный номадический тип довлеет к жизни в дискомфорте, в мобильности, открытости пространствам».  По мнению спикера, сочетание севера и кочевничества формирует иной антропотип. Поэтому человек при самоопределении в северном горизонте выбирает иные, отличные от западной техногенной цивилизованности, способы обитания, иные опоры и ориентиры. Прежде всего, речь идет о способе обитания на некоторой подвижной границе освоенного и неосвоенного пространства. «Человек-номад живет на границе, поэтому он постоянно осуществляет практики преображения, —  постулировал Сергей Смирнов. — Он не противопоставляет себя среде обитания. Он живет в ней. В этом отличие от западного техногенного типа цивилизации, в рамках которого человек постепенно передает себя в подчинение умной технологии и тем самым перестает осуществлять заботу о себе и о других. Северный же тип несет ответственность за себя и за среду обитания».

Главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН доктор философских наук Юрий Владимирович Попков проанализировал проблемную ситуацию, связанную с цивилизационным самоопределением России. Он показал, что это самоопределение до сих пор не завершено и ясно не артикулировано. В то время как уже проведены различные исследования (в том числе им самим и его коллегами), в которых показано, что ресурс и потенциал Севера и Сибири до настоящего времени не используется в полной мере именно для поиска ответов на вопрос о цивилизационном самоопределении: «Снова и снова Сибирь и Север рассматриваются как ресурсные территории».

Юрий Попков

Ю. В. Попков обратил внимание на переживаемый всем человечеством общецивилизационный кризис, указал на необходимость перехода от доминирующей ныне в мире техногенно-потребительской цивилизации к духовно-экологической, показал потенциально важную роль в этом процессе сибирского региона. Такой вывод делается на основе не только теоретических построений, но и всестороннего анализа объективного и субъективного социокультурного потенциала, которым обладает Сибирь: «Ее можно рассматривать в качестве осевого локуса глобальной цивилизационной трансформации», — считает докладчик. Им и его барнаульскими коллегами обосновано важное значение традиционной культуры разных народов (в форме неотрадиционализма) и этнокультурного разнообразия в формировании основ духовно-экологической цивилизационной перспективы. В проведенных исследованиях показано место Сибири как важной части целостной России, доказана тупиковость стратегий, направленных на сепаратизм и изоляцию северных и сибирских территорий.

Иркутский архитектор и урбанист Сергей Юрьевич Маяренков предложил концепт зимнего города. В его рамках предлагается рассмотреть зиму, снег и холод не как обременение, а как ресурс развития. С этим связана постановка следующих вопросов: Возможно ли создать комфортные условия проживания на Севере? Способны  ли мы сделать жизнь в холодных климатических условиях комфортной и безопасной? Насколько вероятно создать конкурентоспособные по сравнению с южными территориями условия для жизни и работы? Какие виды экономической деятельности на этих территориях к тоому располагают? Могут ли зима и трансформация зимних городов создать спрос на инновации? В выступлении Сергея Маяренкова были показаны примеры реальных проектов развития городов в условиях зимы и Севера, создающих достаточно комфортные условия для проживания и развития. Один из таких проектов — «зимний мастер-план» якутского города Нерюнгри.

А предприниматель (и кандидат экономических наук) Александр Владимирович Непомнящий вообще предложил построение некоторой новой Северной цивилизации. Его мегапроект распадается на несколько направлений — Северная этика, Северная демократия, Северная экономика, Северное образование. Этот проект позиционируется как ответ на вызов в лице западных демократий и копирующей их современной российской, якобы показывающих тупиковый путь развития. Правда, на вопрос, почему всё это называется «северными», спикер честно ответил, что такое определение продиктовано эстетическими соображениями — красиво звучит и читается.

Что можно сказать в итоге? Что сегодня следует ставить  вопрос о самоопределении России не как отдельно взятой страны, а как особой цивилизации, со своим культурным кодом и духовным строем, ценностно-смысловыми опорами и ориентирами. Вместе с тем, Россия как цивилизация по сию пору предпочитала брать культурные образцы у западной, техногенной цивилизации. До сих пор Россия не использовала северный культурный код в качестве ориентира, опоры и рамочного горизонта развития.

 

В то же время актуальным становится обогащение культурных доминант и добавление к цивилизационным осям Запад — Восток и Запад — Россия оси Север — Юг, на которой нашей стране  еще предстоит найти свое достойное место, чтобы не оказаться географической периферией, но стать способной и готовой инициировать глобальные северные проекты развития в партнерстве с крупнейшими игроками в рамках мировых коллабораций.

Такое цивилизационное самоопределение предполагает выработку адекватной ситуации вызова повестки и проведение соответствующих форсайтов и экспертных разработок. Подобная работа в такой повестке до сих пор не проводилась, поскольку в основание фактически всех до ныне выработанных стратегий и проектов национального развития в России закладывались чуждые ей западные или восточные образцы. В то же время Север, Сибирь и Арктика могут выступать как мощные и адекватные России ресурсы и предельные горизонты для развития, учитывающие, в том числе, и богатейшие социокультурные традиции народов Севера и Сибири, давно живущих по законам северного культурного кода.

Если же оценивать дебют экспертного клуба «Башня» как мероприятия, то радовало присутствие в зале людей разных возрастов и занятий, их вопросы и реплики. Не знаю, насколько уместно было соединять историософский дискурс с презентацией арт-проекта «Видеомы» (в рамках кинофестиваля «Кремний» продюсер Виктор Игоревич Ершов показывал аудиовизуальную реплику одноименных поэтических опытов Андрея Вознесенского). Но в принципе мы рады обсуждать любые форматы и эксперименты: как говорится, все жанры хороши кроме скучных.

Графика Натальи Гудченко, фото Андрея Соболевского