Цель создания такого города состоит в том, чтобы горожане жили, работали и отдыхали в едином сообществе близких по духу, независимо от уровня дохода, людей, окружённые живописной природой, что способствовало бы укреплению чувства общественных связей. Девиз нового городского сообщества — «Живи, учись, работай, играй!». Для осуществления этой идеи необходимо выдержать сразу несколько принципов.
Город должен предоставить разнообразные возможности для работы и отдыха, в том числе широкий спектр культурных и развлекательных объектов, а также уголки для уединения.
Горожане должны получить возможность оставаться, при желании, в этом сообществе на протяжении всей своей жизни, имея широкий выбор жилья и мест досуга, отвечающего различным возрастам, потребностям и доходам.
Фокус всего планирования — на человеке, развитии его разнообразных способностей.
Город должен предоставлять различные возможности для гармоничного роста и воспитания детей, жизни молодёжи.
Коммерческие, культурные и развлекательные объекты становятся доступны жителям сразу при вселении в жилую застройку, а не годы спустя.
Красота — как структурная, так и естественная, — является необходимостью и всемерно поощряется.
Умные технологии предназначены помогать горожанам в их жизни, способствовать освобождению от рутины и оказывать минимально возможное воздействие на экологию.
Город должен быть финансово успешной и инвестиционно привлекательной территорией.
SmartCity реализует модель кластерного жилищного строительства, также известного как «природоохранное развитие», которое уделяет особое внимание сбережению открытого пространства, ландшафтов и мест обитания диких животных.
Планирование SmartCity предполагает создание многоэтажного центра (Сити), который должен стать центром города и его ключевым элементом. В Сити могут быть размещены общественные центры, где располагаются офисные помещения, гостиница, крытый бассейн, фудкорты, рестораны и банкетная площадка, конференц- и концертные залы, кинотеатр, торговые предприятия, технопарковые объекты, коворкинги. Кроме того в Сити могут располагаться многоэтажные жилые здания с квартирами эконом-класса для продажи в собственность и сдачу в аренду. Такие дома должны быть соединены переходами на уровне 2—3 этажа, организуя в своей совокупности замкнутую сеть. Подобный подход реализован в городе Миннеаполис в США. Центр города соединен переходами, общая протяжённость которых 18 километров.
Остальная территория разделяется на кластеры, в которых предполагается наличие различных типов малоэтажного жилья, офисные кампусы, более компактные торгово-развлекательные центры, предоставляющие различные сервисы населению. Причем в каждом кластере также может выделяться центр, расположенный в нескольких минутах ходьбы от большинства домов и учитывать ежедневные потребности жителей в розничной торговле и общественных услугах формата «у дома». В каждом кластере необходимо предусмотреть дом культуры и молодежный центр.
Такие кластеры должны перемежаться прогулочными зонами, парками и скверами, лесистыми участками с живописными ручьями и оврагами, лугами с полевыми цветами, велосипедными дорожками, теннисными кортами, футбольными полями, лыжными трассами, катками и широкой сетью культурных пешеходных тропиок. Целесообразно ввести ограничение на общую плотность застройки. В таких зонах предполагается размещение нескольких школ и детских садов.
Где всё это строить
Между сегодняшним Академгородком и наукоградом Кольцово, конкретно — вот здесь
С чего начать
Предлагается организовать архитектурный и градостроительный конкурс на лучший эскизный проект SmartCity. Общее требование к участникам — планировать территорию как единое, связное и сбалансированное целое, включающее в себя ландшафты, места для отдыха, культурные и коммерческие объекты. При этом каждый проект должен подразумевать очередность строительства таким образом, чтобы человек мог наслаждаться жизнью, работать и отдыхать уже сразу после завершения первой очереди — небольшого района с композицией домов на одну семью, таунхаусов и многоквартирников рядом с искусственными и природными зонами рекреации, школой, кафе и ресторанами.
Как перемещаемся
Необходимо создание отдельного стояночно-пересадочного узла и станции для обеспечения транзита пассажиров на общественном транспорте, в том числе маршрутном. Автомобильные дороги должны не мешать пешеходам, многополосные трассы желательно переносить в подземные туннели. Следует построить подземные либо многоэтажные парковки, дающие возможность ставить автомобили всем жителям и гостям SmartCity, причем в нескольких минутах ходьбы от места проживания либо посещения. На паркингах необходимо предусмотреть аренду электротележек для доставки пассажиров и грузов. SmartCity должен соединяться с Академгородком и Кольцово скоростным видом транспорта, например, трамваем, а также обладать прямым лёгким выездом на Бердское шоссе и Восточный обход.
Кто всем этим управляет
Поскольку территория размещения SmartCity располагается в границах разных муниципалитетов, предлагается создать надмуниципальный орган управления, используя, например, механизм 216—ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации». Эта управляющая компания должна руководствоваться общественным мнением жителей, из которых будет создана Ассоциация домовладельцев SmartCity. Она может не только представлять интересы всего сообщества, но и обладать правом собственника или арендатора на рекреационные объекты в SmartCity и земельные участки — чтобы защитить открытые пространства и благоприятные для пешеходов ландшафты и объекты от несанкционированной застройки.
Для содержания парков, мест отдыха и общего пользования предполагается взимание годового сбора с каждой квартиры или домового участка (для таунхаусов и коттеджей). Необходимо предусмотреть снижение такого сбора для тех, кто имеет право по налогу на имущество либо для пожилых людей и жителей с низким доходом.
Отдельные кластеры могут иметь свои собственные районные ассоциации (как вариант ТОСы), которые будут вправе взимать взносы на содержание территории, уборку снега, вывоз мусора и другое техническое обслуживание. Каждый кластер должен получить возможность иметь свой собственный выборный совет директоров, подотчетный жителям этого кластера.
Вирусы приходят и уходят
Сегодня весь мир столкнулся с эпидемией коронавируса. Причем изучение карт ее динамики говорит о том, что скученность, высокая плотность проживания, ежедневное использование общественного транспорта являются причинами быстрого распространения заболевания.
Люди сделают выводы, и новым приоритетом станет безопасная жизнь их самих и членов семей в комфортных местах, где есть место и интересной работе, находящейся в шаговой доступности, и детским учреждениям, и местами для досуга, прогулок.
Мы хотим дать пример того, как в Сибири можно организовать такую жизнь. И климат, и погода, и пережитые проблемы будут только помогать насытить ее смыслами, проявить всю красоту и разнообразие.
Название SmartCity для нашего проекта условное. Мы, как айтишники, сначала придумали название «Айтигородок», но быстро поняли, что он не только для нас, но и для учёных-теоретиков, а также разработчиков в различных областях, например, в медицине, биологии, приборостроении и многих других. Поэтому название — тема открытая.
Настоящей публикацией я хотела бы начать разговор о том, что Академгородок 2.0 — не только научные установки, центры коллективного пользования и проекты мегасайнс. Это ещё и образ жизни учёных и разработчиков.
Я была бы рада услышать отклики жителей Академгородка и понять, движемся ли мы в правильном направлении. И также почувствовать, есть ли у нас единомышленники, и кто они. Если нас много, реализация такого проекта не растянется на десятилетия!
Иллюстрации предоставлены архитектурным бюро «Амбилюкс» (Наукоград Кольцово), фото автора текста — Дмитрий Елисеев