Состоялось очередное заседание общественного клуба «29 февраля» на тему «Академгородок: названия, идентичность, дизайн»
Обсуждение строилось вокруг проблемы идентичности территорий. Советник генерального директора Корпорации развития Новосибирской области, эксперт по региональному маркетингу Лада Юрченко рассказала о социологическом обследовании новосибирцев, выявлявшем их самоидентификацию применительно к местам проживания. В облаке тэгов, обозначавших «самое новосибирское» для всех горожан, уверенно лидирует слово «Академгородок». И для него, и для города в целом ключевыми смыслами являются природа, творчество и, со слов спикера, «тонкая инженерия» — от авиакосмических технологий до инноваций резидентов Академпарка (встреча проходила на технопарковой площадке, в «Точке кипения — Новосибирск»). Для менталитета обитателей собственно Академгородка характерны самостоятельность (отстройка от большого города) и максимальное внимание к экологии.
Говоря о самосознании академгородковцев, Лада Юрченко отметила: «В Академгородке много легенд, но нет нарративов. Легенда — это текст о прошлом, нарратив — о будущем. И когда мы говорим: давайте оберегать и сохранять наше замечательное прошлое, мы не можем состояться искателями и бунтарями, творить новое и необычное». Создание новых нарративов спикер предложила в необычном формате — недельной самоизоляции группы писателей-фантастов, способных генерировать идеи, образы и сюжеты будущего. Для достройки современного имиджа Академгородка Лада Юрченко также видит полезным развитие научно-познавательного туризма. Она считает, что «активный турист-блогер является агентом формирования публичной репутации».
Тему брендирования Академгородка продолжила архитектор и дизайнер Маргарита Морева. «Туристический бренд — комплекс ассоциаций, возникающих у пользователей при упоминании названия города или местности, то, каким его представляют, — обозначила она. — Его составляющие складываются из инфраструктуры, туристических мест, культурных мероприятий, традиций местных жителей и ряда других параметров». При этом она посетовала: «В Академгородке никак не приживается современная культура, и это остается для меня большой загадкой».
Развитие модерн-арта Маргарита Морева видит как раз одним из желательных нарративов, способных повторить на территории научного центра «эффект Бильбао» — когда провинциальный портовый город превратился в туристическую Мекку за счет открытия Музея Гуггенхайма. «Мы могли бы стать резидентом новой очереди Академпарка», — предположила спикер. Модератор встречи, президент ассоциации «СибАкадемСофт» Ирина Травина, как инициатор проекта с условным названием «СмартСити» сказала, что в его составе спроектирован креативный кластер, где современному искусству найдется достойное место.
Маргарита Морева также обозначила проблему дизайн-кода: визуальный разнобой противоречит стремлению построить целостный бренд. «Новосибирский Академгородок — это район с богатым прошлым. Созданный учеными для ученых, он до сих пор поражает удобством и продуманностью, — отметила она. — Время не стоит на месте, и современный мир диктует свои правила, которые порой противоречат изначально заложенной концепции. Зачастую новые постройки и вывески создаются без учета истории района и не сочетаются между собой». Дизайнер вкратце рассказала о позитивном опыте Нижнего Новгорода, где в преддверии 800-летия создан Институт развития городской среды. Аналогичный креативный центр, по идее М. Моревой, может и должен быть создан в Академгородке.
«Я выступаю здесь как историк, общественник, журналист и старожил Академгородка», — представился советник председателя Сибирского отделения РАН по информационной политике Андрей Соболевский. Он сосредоточился на теме топонимики (названий мест) Академгородка, которой недавно посвятил отдельную публикацию. Поэтому спикер обозначил только самые острые моменты. Это необходимость переименования до начала строительства парка «Чербузы»: слово мало того, что неблагозвучно, оно для трех поколений четко ассоциируется с кладбищем. «Следует уже задуматься и о правильном имени для нового района по дороге в Кольцово, поскольку смарт сити — не топоним, а термин наподобие смартфона и смарт-часов», — считает Андрей Соболевский. С этим согласна Ирина Травина: «Да, настало время генерить название — видимо, в формате стратегической сессии». А. Соболевский также рассказал о порядке именования и переименования элементов градостроительства через специальную постоянную комиссию, работающую в структуре департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска. Во время дискуссии прозвучало, в частности, предложение создать два реестра — безымянных улиц и других объектов Академгородка (включая запланированные) и «недоувековеченных» его выдающихся жителей.
Соб. инф.
Фото Андрея Соболевского
В итоге суммарная пиковая производительность этого вычислительного...
На момент подписания в состав консорциума вошли...